Играть на правовом поле
Постперестроечное время в странах СНГ ознаменовалось кризисом всего народного хозяйства, в том числе и охотничьего. Хотя оно в последние годы советской власти давало годовой продукции на сумму 500 млн руб. и составляло более 1% ВВП.
Ученые, биологи-охотоведы и специалисты охотничьего хозяйства России, Белоруссии и Казахстана забили тревогу о грядущей катастрофе и предлагали различные пути правового, управленческого и хозяйственного оздоровления отрасли. Тем более это было возможным, так как все они были «птенцами» великой охотоведческой школы Советского Союза.
Но власти, особенно в России, остались глухи к разумным предложениям и упорно продолжали гнуть свою линию. Я предлагаю читателям посмотреть, как шло реформирование охотничьего хозяйства в Казахстане, Белоруссии и России. Может быть, пора поставить вопрос об объединении усилий в рамках таможенного союза?
КАЗАХСТАН
В конце 90-х годов прошлого столетия Казахстан слепо копировал шаги России в реформировании охотничьего хозяйства. А тем временем охотничья отрасль продолжала деградировать. В результате «вольной» охоты в обезличенных охотугодьях ресурсы и число многих охотничьих видов животных продолжали катастрофически сокращаться. Миллионное поголовье сайги было низведено до нескольких тысяч, а численность волчьего племени, как и в России, выросло в разы. К чести казахстанских чиновников и специалистов охотничьего хозяйства они, в отличие от российских, вовремя опомнились, и в первые годы нового столетия, как сказал доктор биологических наук профессор А. Данилкин: «Без оглядки на изрядно поглупевшего «старшего брата» и приняли ряд нормативных актов, о необходимости которых известные российские ученые без устали твердят на протяжении всего последнего десятилетия.
Важнейшим экологическим шагом руководства Казахстана стало решение создать Министерство охраны окружающей среды с функциями надведомственного контроля. Кардинальные изменения начались с 2003 г. принятием Земельного, Лесного и Водного кодексов, а в 2004 г. был принят Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира».
В этих законодательных актах закреплены следующие важнейшие положения:
— введение единого государственного удостоверения, дающего право на охоту;
— разделение чиновничьих функций контроля и хозяйственной деятельности;
— закрепление охотугодий на конкурсной основе;
— государственное охотустройство выставляемых на конкурс охотугодий
(не принуждали охотпользователя к охотустройству после закрепления, как в России);
— отделение охотпользования от других видов пользования — законодательно признана самостоятельность охотничьей отрасли;
— возврат охотпользователям прав на охрану объектов животного мира в их угодьях;
— запрещена охота в угодьях резервного фонда;
— принятие государственных программ по охране природы, сохранению и восстановлению диких копытных животных.
Это только часть намеченных мероприятий. В дальнейшем предусматривалось снижение налогового бремени на охотпользователя, который и так несет значительные затраты на ведение охотничьего хозяйства.
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Первым основополагающим документом, регламентирующим занятие охотой и ведение охотничьего хозяйства, стал Закон «Об охране и использовании животного мира» от 1996 г. В настоящее время все государственные учреждения и хозяйствующие субъекты руководствуются Указом президента Республики Беларусь № 580 от 08.12.2005 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими».
Согласно указу Минлесхоз проводит единую государственную и научно-техническую политику в области ведения охотничьего хозяйства:
— лицензирование ведения охотничьего хозяйства, выдачу по согласованию с Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при президенте Беларуси специальных разрешений (лицензий) на указанный вид деятельности;
— организацию работы по воспроизводству, охране и рациональному использованию охотничьих животных, сохранению и восстановлению среды их обитания;
— государственный контроль над ведением охотничьего хозяйства;
— выдачу государственного удостоверения на право охоты после сдачи специального охотничьего экзамена (в нашем понимании — охотминимума).
Этим указом утверждены «Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты» и «Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства». Утверждена «Государственная программа развития охотничьего хозяйства на 2006–2015 гг. Контроль за выполнением настоящего указа возложен на Комитет государственного контроля.
Президент потребовал в шестимесячный срок принять меры по приведению нормативных правовых актов в соответствие с настоящим указом и иные меры по его выполнению. Минсельхозу предписано курировать рыбохозяйственную деятельность. В этот же день, 08.12.2005 г., был подписан Указ № 581 «Об усилении ответственности за нарушение правил ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, рыболовства и охоты». Определен порядок возмещения вреда, нанесенного окружающей среде, и незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.
Далеко не сразу все пошло гладко. С охотника и охотпользователя белорусские чиновники попытались «снять три шкуры». Эти поползновения не замедлили сказаться на реакции и тех и других. Уже через год после вступления в силу документов по ведению охотничьего хозяйства были собраны замечания и предложения по изжитию негативных последствий и доведены до президента. В последующем на базе республиканского общества охотников и рыболовов была создана государственно-общественная структура, которая занимается охотой и ведением охотничьего хозяйства.
РОССИЯ
В 1995 г. был принят Закон «О животном мире». Этим законом, как гласила ст. 2, регулируются отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания. В преамбуле закона прямо говорится: «Животный мир является ДОСТОЯНИЕМ НАРОДОВ Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации».
Это утверждение полностью соответствует ст. 9 п. 1 Конституции РФ, провозгласившей: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Когда я это читал, у меня дух захватывало! Законодатель, принимая Закон «О животном мире», действительно думал о народе. Но уже в ст. 4 закона он записал: «Животный мир в пределах Российской Федерации является государственной собственностью». А кто у нас олицетворяет власть в России? Государственные чиновники. И животным миром они распоряжаются как своей собственностью. Законодатель только один(!) раз употребил понятие «охотничье хозяйство», и то мимоходом. В ст. 41 «Охота», где говорится, что «Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Ясно и без вопросов, что это должен быть Закон «Об охоте и охотничьем хозяйстве». Но все замерло на властном Олимпе, и Россия на долгие 14(!) лет погрузилась в летаргический сон. На отдельных телодвижениях властей по вопросам охоты не имеет смысла останавливаться. Научная и охотничья общественность продолжали убеждать власть в необходимости принятия такого закона.
Мне запомнилась статья доктора биологических наук, профессора А. Данилкина «Проснись, Россия!» (журнал «Охота» № 6 2006 г.).
Но Россия продолжала спать. И только в 2009 г., как черт из табакерки, выскочил Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». О нем было столько составлено критических замечаний, что повторяться не имеет смысла. Появились одни правила охоты, затем другие, но положение в охоте и охотничьем хозяйстве лучше не стало.
В этом году мы будем отмечать пятую годовщину этого закона. Многие чиновники высказывали мнение, что закон можно улучшить поправками, но они ему помогают как мертвому припарки. Сегодня можно сказать, что принятыми нормативно-правовыми актами в России наконец-то создано хоть и захудалое, но правовое поле, и есть от чего отталкиваться.
Я не случайно так назвал статью. В Таможенном союзе созданы предпосылки для согласования и гармонизации норм и правил, регулирующих охоту и охотничье хозяйство. А в чем его необходимость? Прежде всего в охране животных, их воспроизводстве и разумном использовании. Многие наши охотники ездят на охоту в союзные государства. Это требует унифицировать законодательство трех стран и облегчить провоз оружия и боеприпасов, позволит объединить усилия в защите весенней охоты от посягательств «еврочиновников» от AEWA. Российские власти будут вынуждены признать, что в России есть охотничье хозяйство, будет создан Федеральный государственный орган по управлению охотой и охотничьим хозяйством России.
Надеюсь, читатели выскажутся по этой проблеме.