Ружье "наоборот": SuperBritte
"Нетрадиционный" бокфлинт с боковым переломом, представляющих собой по сути повернутые на 90 градусов "горизонталки"
Итак, Бельгия, 1931 год. Именно здесь и в это время мастер-оружейник Теофил Бритт патентует свою систему, легшую в основу ружья, нехитро названного им SuperBritte (Super здесь - от superposed, прямо указывая тем самым на вертикальное расположение стволов).
Сборку он начинает в 1932 году на фабрике Establissements Britte S.A. Armes en Blanc, основанной им за 9 лет до этого совместно со своим братом Ламбертом, Жюлем Бюри и братьями Маскелье - основным ее профилем, как можно догадаться по названию, было производство деталей "в белом" для других мастеров, производивших сборку оружия и его декоративную отделку.
Причем двустволки системы Бритта можно найти и с клеймами Жюля Бюри, и Маскелье, и так далее, что неудивительно - они в первую очередь были коммерсантами (хотя де-юре по бельгийским законам тоже считались оружейниками и имели право на "свое" клеймо), заказывая ружья "под себя" у того же Бритта.
Впрочем, вернемся к самой конструкции:
"Вертикалки" SuperBritte, в каком ракурсе на них не взгляни, заставляют сразу вспомнить типичные элементы конструкций горизонтальных ружей. Ось качания на колодке разместилась слева, сюда же были развернуты подствольные крюки. Поворотный ключ запирания, естественно, "поселился" на противоположной стороне - справа. Он же отвечал за взведение курков - благодаря этому ружье переламывалось вбок легче и удобнее (хотя зато и усилие на ключе неизбежно возрастало).
Если посмотреть на ствольный блок или колодку в отдельности и вблизи, то узнать в них детали бокфлинта вряд ли сходу получится:
Даже крюк для защелки цевья совершенно типичен именно для горизонтальных ружей - и защелка на цевье действительно тоже разместилась слева.
Однако снималось цевье не полностью, а только его боковина, правая часть и перед левой при разборке ружья оставались на стволах.
В промежутке между 1932 и 1936 годами было выпущено около 250 двустволок SuperBritte, в массе своей гладкоствольных (от 12 до 20 калибра), не считая пяти изготовленных на заказ штуцеров.
Стоит отметить, что репутация фамилии Бритта стоила немалого: продукцию его фабрики закупали и английские оружейники, а во французском Сен-Этьене он и вовсе открыл еще один цех по производству оружейных деталей. Однако именно французский цех в 1936 году из-за общеевропейских финансовых проблем в преддверии Второй мировой войны был вынужден закрыться первым, а затем остановилась работа и основного производства в Льеже.
Перед немецкой оккупацией Бельгии задел деталей и недособранных ружей, оставшийся на производстве, был законсервирован и спрятан в доме семьи Дессаров (зятя и внука Теофила Бритта). Сам Луи Дессар-младший, внук Бритта, возглавил его компанию после смерти Теофила, перепрофилировав ее с выпуска оружия на высокоточную металлообработку "широкого профиля", и только в 1997 году передал ее своему приемному сыну. Удивительно, но "запас" запчастей и полусобранных ружей и вовсе пролежал в подвале дома Дессаров аж до 1999 года, пока не был выкуплен американской компанией Griffin&Howe, которая уже и выполнила досборку ружей, остававшихся "в белом" или недоукомплектованными.