На весеннего гуся
Основная задача — заставить птиц приближаться к стрелку на расстояние уверенного ружейного выстрела
Весна! С каким нетерпением ждут ее охотники, чтобы после зимнего затишья насладиться картинами оживающей природы на весенней охоте. До открытия охоты еще несколько месяцев, а они уже начинают готовить амуницию и обсуждать планы предстоящей охоты. И чем ближе срок начала весеннего сезона, тем лихорадка ожидания сильнее.
В Архангельской области, где я проживаю и охочусь, весной открывают охоту только на водоплавающую дичь и вальдшнепа. Я же из всех весенних охот отдаю предпочтение охоте на гусей, которые по праву считаются одними из самых осторожных птиц. Основная задача на гусиной охоте — заставить птиц как можно чаще приближаться к стрелку на расстояние уверенного ружейного выстрела. Этому способствуют удачно выбранное место охоты, правильная маскировка, наличие достаточного количества хороших чучел (профилей), умение пользоваться манками.
МЕСТО ОХОТЫ
В нашей области на гусей охотятся в основном на заливных лугах вдоль крупных рек или на болотах, реже — на полях. Есть общеизвестные и легкодоступные места охоты типа заливных лугов вдоль Северной Двины, где птица летит массово, но также много здесь и желающих ее подстрелить. И если вокруг вас окажется несколько зенитчиков, считающих, что сотня выстрелов на гуся это нормальный результат, то охота может быть безнадежно испорчена. Я предпочитаю охотиться в угодьях, где скученность охотников не очень высокая, пусть даже и в ущерб количеству пролетающей птицы. Правильная подготовка охоты позволяет стабильно оставаться с добычей и в таких местах. На болота, например, тяжело добираться с амуницией, но гусь там идет, а охотников обычно немного.
МАСКИРОВКА
На заливных лугах, где я начал охотиться на гусей с 1987 года, сложно сделать незаметный скрадок, так как яму в самых лучших местах не выкопать из-за сырости. Попытки сооружения там шалашей не привели к успеху из-за того, что они слишком сильно выделялись на однородном фоне стерни, соответственно сложно было подманить гусей на верный выстрел.
Пришлось переместиться на болото, где фон растительности неоднородный и спрятаться легче. Но по этой же причине на болоте профили хуже работают — сливаются с пестрой болотистой местностью, да и птица летит реже, чем на пойменных лугах. Скрадок на болоте я делаю обычно следующим образом. На какой-нибудь кочке, в районе, где пролетают или садятся гуси, бросаю параллельно друг другу два бревнышка из высохших сосенок. К ним поперек приколачиваю гвоздями штук пять досок длиной около метра, которые приношу с собой. Это пол скрадка, при наличии которого результативность стрельбы, как правило, выше. Да и ноги в этом случае не будут в воде, а соответственно и мерзнуть при утренних заморозках. Вокруг платформы втыкаю сосенки высотой примерно себе по плечи. Очень густой скрадок делать не советую, иначе он будет выглядеть неестественно и сложно будет наблюдать сквозь ветки за налетающими гусями. Назначение сосенок — разбить фигуру охотника на фрагменты, а не полностью ее спрятать. Здесь главное — НЕПОДВИЖНОСТЬ, когда птицы подлетают поближе. Надо иметь в виду, что гусь не видит то, что под ним, начиная с угла примерно 45 градусов (за исключением случаев, когда особо любопытные птицы вытягивают голову вниз в полете, но это случается редко). Этой особенностью можно воспользоваться, чтобы развернуться в скрадке, когда стайка пропарит над вами вне выстрела и пойдет на круг. Но такие фокусы не пройдут, если гусь пролетает не сверху, а стороной. Вбок он видит прекрасно, в том числе и назад.
Искусство маскировки позволяет добиться того, что гуси идут на посадку рядом с охотником.
Поскольку на заливных лугах пролет гусей обычно более интенсивный, я решил поохотиться там в лежачем скрадке. В 2002 году на лугу у кромки воды я постелил непромокаемый зеленый плащ ОЗК во весь свой рост. На него положил пару ватников защитного цвета и лег на них. По краям лежки воткнул в землю ивовые ветки с наклоном внутрь, но не очень густо, лишь бы разбить фигуру на фрагменты. Сено между ветками я бы не рекомендовал использовать, чтобы скрадок меньше выделялся на местности. К тому же сено постоянно выдувает ветром. Еще раз повторюсь, что главное — неподвижность. Когда гуси кружили надо мной, я прикрывал лицо перчаткой, смотря на птиц сквозь пальцы. Ну и надо заранее потренироваться либо вставать на одно колено и вскидывать ружье, либо вскидывать ружье из сидячего положения. Результаты превзошли мои ожидания и были значительно лучше, чем на болоте. Сейчас же можно приобрести переносной лежачий скрадок в магазине или через Интернет или изготовить самому.
В дальнейшем мы с братом, постоянным напарником в моих охотах, вкопали на лугу несколько металлических бочек на разный уровень воды. Оно того стоило, с бочки стрелять и наблюдать за гусями значительно удобнее, а маскировка еще лучше, чем в лежачем скрадке. Да и в непогоду комфортнее — ветер продувает меньше, а дождь мочит только плечи. А лежачий скрадок выручает теперь, если все бочки зальет половодьем. Кстати, обязательно следует делать на уровне дна бочки якори-расширители, чтобы бочку не подняла «сила Архимеда» от прибывающей во время половодья грунтовой воды. В общем, бочка — хороший вариант для местных охотников или тех, кто выезжает постоянно в одно и то же место.
ЧУЧЕЛА ИЛИ ПРОФИЛИ
Здесь действует правило: кашу маслом не испортишь. Гусь — птица стадная. Поэтому, чем больше чучел (профилей) в вашем стаде, тем выше эффективность его работы, особенно когда обманки приличного качества. Но встает проблема транспортировки амуниции. Мы добираемся на лодке до самого места охоты, так что у нас эта проблема не стоит очень остро. Профиля теперь используем все реже, только в пасмурную погоду, а постоянно выставляем жесткие чучела и сминаемые чучела в количестве более 30 штук. Это позволяет заворачивать стайки до 30–50 гусей. В дальнейшем планируем увеличить количество чучел и полностью отказаться от профилей.
Эффективность приманивания гусей объемными чучелами значительно выше, чем профилями. Считается, что одно чучело способно заменить несколько профилей. Чучела профессионально раскрашены, не пропадают из поля зрения гусей при облете, не бликуют на солнце вследствие объемной прорисовки перьев, шевелятся на ветру как флюгеры, создавая иллюзию движения кормящейся стаи. Минусы чучел — это высокая цена и проблемы транспортировки и хранения. Если посмотреть на выставленные профиля со стороны, заметно, что некоторые из них светлее остальных, и гусь это тоже видит. Бликования профилей на солнце можно избежать, обклеив их тканью, лучше грубой, и перекрасив эту ткань.
В пользу объемных чучел говорят и случаи повторного налета на верный выстрел гусей на скрадок даже после выстрелов по ним. Кстати, таких случаев за более чем 20 лет охоты с профилями у меня не было ни одного, а за два сезона охоты с объемными чучелами такие повторные налеты происходили уже пять раз! Считаю, что этому способствовала и камуфляжная маска, которую я стал надевать на голову. Птицы при выстрелах видели мое движение в скрадке, но не видели моего лица, то есть не ассоциировали выстрелы и движение с человеком.
Если охота складывается удачно, мы обычно используем и подстреленную птицу в качестве обманок. Для этого у нас изготовлены штыри из стальной проволоки, загнутые в верхней части в виде крючка по ширине головы гуся. Работают такие объемные чучела отлично, жаль только не с начала охоты.
Ради справедливости следует отметить, что если у гусей нет желания садиться или снижаться, то они пролетят мимо любых чучел, словно их не замечая. В такой период, если гуси летят низко и интенсивно, нужно просто оказаться в нужное время и в нужном месте, чтобы хорошо пострелять даже и при отсутствии достаточного количества чучел-профилей. И, наоборот, выпадают дни, когда вроде бы и гусей пролетело немного, а почти все они подвернули к чучелам. Именно в такие моменты понимаешь всю прелесть «правильной» охоты.
МАНКИ
Советовать конкретные модели я здесь не возьмусь, большого разнообразия манков у меня не было. Многие охотники в последнее время стали пользоваться электронными имитаторами, запрещенными к применению на охоте Правилами. Эффективность электронных манков бюджетного класса, по отзывам пользующихся, в последние годы стремительно падает. Слишком широко их стали применять, и гусь стал к ним привыкать. Да они и не дают полного диапазона звучания, выдавая не все гармоники.
Этичнее пользоваться духовыми манками, не нарушая Правил охоты. Да и подманить духовым манком гусей доставляет больше удовольствия, чем электронным. Главное, научиться правильно играть на манке. Основной принцип игры в том, что сначала медленно (из легких, а не с помощью щек) выдувается низкий тон звучания. Затем объем выдуваемого воздуха резко увеличивается, что приводит к звучанию высокого тона. То есть основной звук получается КА-ГАК, где КА звучит низким тоном, а ГАК звучит высоким тоном. Гуменник издает сдвоенный звук высокого тона, поэтому манить его нужно КА-ГАК-ГАК. Когда стая подлетит ближе, манишь обычно только низком тоном, как бы бормочешь. А вообще в Интернете можно найти обучающие видеоуроки по работе с манками.
Надо иметь в виду, что гусь не видит то, что под ним, начиная с угла примерно 45 градусов.
СТРЕЛЬБА
Когда основная задача достигнута, гуси периодически подлетают на расстояние верного ружейного выстрела, остается только научиться по ним стрелять. И чем чаще будут налетать на вас птицы, тем быстрее пойдет улучшение результатов. Здесь хорошо действует принцип перехода количества в качество. Гусь летит быстро, и сложно поначалу выбрать верное упреждение для разной дистанции. Только когда профилей у нас с братом стало много, маскировка лучше, манить тоже научились, соответственно чаще стали налетать гуси — только тогда результативность моей стрельбы по ним заметно выросла. Если в первые годы охоты у меня уходило около 10 (и более) патронов на гуся, то в последние годы 3–5 патронов.
На гусиной охоте нужно учитывать еще такой нюанс. У гуся большая площадь крыльев относительно массы тела, за счет чего он очень быстро может менять направление полета и уходить из зоны поражения выстрелом. Поэтому напускать его нужно максимально близко, чтобы успеть сделать несколько выстрелов. На всю жизнь мне запомнился такой эпизод из моей юности. Я стоял на утином перелете осенью, на островке посреди озера, когда прямо на меня, подламывая крылья и козыряя, стала садиться стая гусей. Я тогда, по неопытности, встал преждевременно, и гуси, неожиданно резко для меня, повернули в сторону. Мой дуплет привел к подранку, который скрылся в сумерках и не был найден. Обидно было до слез, это были мои первые выстрелы по гусям. Сейчас, если стайка находит на скрадок достаточно близко, я даже практикую такой прием. Первого, самого ближнего ко мне гуся (или двух), оставляю без выстрела, а начинаю стрелять по следующим, более дальним птицам. В этом случае, если первые два выстрела получаются удачными, пропущенная птица дольше остается в пределах дальности третьего-четвертого выстрела. Таким способом мне неоднократно удавалось выбивать по три гуся с налетевшей стаи.
Расстановка чучел и тщательная маскировка скрадков — важнейшие элементы в организации успешной охоты на гусей.
ОРУЖИЕ, ПАТРОНЫ
Наиболее рациональны на гусиной охоте полуавтоматы 12-го калибра, отечественные или импортные — дело вкуса и толщины кошелька. Я не стал бы отдавать предпочтение каким-нибудь конкретным маркам оружия. Гораздо большее значение имеет прикладистость ружья и навыки стрельбы. Опытный охотник и из дедовской одностволки настреляет больше, чем начинающий из дорогого импортного полуавтомата.
Я лично с 2004 года использую МР-153. Купил его в надежде, что начну стрелять патронами магнум (76 мм) и будет меньше подранков на предельных дистанциях стрельбы. До этого, с 1991 года, охотился с МЦ-21-12. К сожалению, от патронов магнум через полсотни выстрелов у меня появился синяк на скуле, пришлось перейти обратно на стандартные 70 мм патроны. Ружье для меня прикладисто. Больший, по сравнению с импортными полуавтоматами, вес недостатком на гусиной охоте не считаю. Стрелять приходится много, с тяжелым ружьем отдача переносится легче, а это для моей неправильной скулы очень актуально.
Патроны в последние годы использую покупные, с дробью 1–3, раньше стрелял нулем. По молодости снаряжал на гусей патроны с крахмалом. Сейчас считаю, что особая кучность ни к чему, тяжелее будет попасть в гуся на средних дистанциях. Если место охоты выбрано удачно, скрадок не выделяется на местности, чучела-профили хорошего качества и в достаточном количестве, то гуси обязательно подлетят на 30–40 метров, а в этом случае достаточно и обычного, не особо кучного патрона.
900 км² занимает дельта реки Северная Двина, 5 млн водоплавающих птиц ежегодно пролетает через бассейн Северной Двины и ее притоков.
ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА
Считаю святой обязанностью каждого охотника приложить максимум усилий по добору случившегося подранка. Главное, это хорошо запомнить место приземления подраненной птицы. Подранок, если есть где спрятаться, чаще всего затаивается на месте падения. При приближении к нему пытается бежать или взлететь. Если же гусь какое-то время летел прямо, а потом пошел резко вниз, то обычно при подходе он оказывается уже мертвым. Если подранок падает на воду и не близко, догонять его лучше на моторной лодке, так как плывет он очень быстро. Подъехав к подранку на расстояние выстрела, лучше сразу его дострелить, пока он не начал нырять.
Во время охоты не следует забывать о соседях, даже если это посторонние люди, а не друзья-товарищи. Если стая идет прямо на соседей, а от вас далековато, не стоит стрелять и портить людям охоту. Может быть, и они отплатят вам тем же. Я охочусь с братом и его приятелями, стараемся гусей подпускать на 20–40 метров и стрелять наверняка. Дальше 50-ти метров не стреляем. Если стая идет на скрадок несколько разрозненно и низко, то я, например, стараюсь первых птиц пропустить над собой, чтобы налетели на соседей, а сам стреляю по второму эшелону. Здесь, конечно, нужна выдержка, психологически трудно пропустить мимо себя гуся без выстрела. Брат у меня, видимо, более азартный, чаще стреляет по самым ближним птицам. Из-за этого и по три гуся с налета роняет реже, чем я, хотя стреляет неплохо. Вот показательный пример, как нежелательно поступать. Как-то, в конце охоты, когда мы уже вышли из скрадков и начали снимать профили, из-за леса показалась стайка белолобых гусей. Брат успел прыгнуть в ближнюю к нему бочку, а мы с приятелем упали на землю. Стая без облета пошла на посадку к оставшимся профилям, причем вел ее гусь, вырвавшийся впереди остальных метров на 80. Пропустив его над собой в 20 метрах, я уже предвкушал, как мы все начнем стрелять по низко летящей стае, как вдруг раздался выстрел брата по вожаку. Стая резко свернула, пока мы вскакивали с земли, и наши дальние выстрелы не принесли результата. При разборе полетов мы с приятелем поставили брату «двойку» за отсутствие выдержки, хотя вожака он и подстрелил.
ПОГОДА
Обычно действует правило: чем хуже погода, тем результативнее гусиная охота. В тихую, ясную погоду гусь чаще идет на кислороде, к профилям снижается менее охотно, так как легче замечает недочеты в маскировке охотника или в качестве окраски чучел-профилей. В пасмурную погоду видимость уже похуже, профили не дают бликов на солнце. Очень желателен для охоты ветер, который как бы прижимает гусей к земле, и они охотнее подворачивает к профилям. Как правило, гуси заходят на посадку против ветра. Поэтому в ветреную погоду чучела и профили выставляем так, чтобы, заходя к ним на посадку, птицы пролетали бы над нашими скрадками. Профили расставляем, чтобы они смотрели в разные стороны, но не хвостом к ветру, особенно когда он сильный. Поскольку различить обман в чучелах гусь сможет на гораздо более близком расстоянии, чем в профилях, то профили выставляем подальше от себя (для массовки). Чучела ставим поближе, пару чучел я ставлю у самой бочки, чтобы мое движение в бочке можно было принять за движение чучела.
Самые удачные охоты у нас бывали, когда выпадет снежок и дует северный ветер. В этом случае чучела-профили хорошо выделяются на фоне снега, гуси летят невысоко и охотно подворачивают к обманкам. Запомнилась одна охота в такую погоду. Тогда птица тянула с юга против ветра, и почти каждая стайка с ходу подворачивала к нашим профилям со стороны бочки брата и скрадка его приятеля. Когда гусь заходит на скрадок против ветра, времени на выцеливание больше, стрельба легче. Брат сделал три удачных дуплета, а я только наблюдал, как падают его птицы, хотя моя бочка вкопана всего в 60 м от его бочки. После выстрелов гуси резко ложились на ветер и до меня не долетали. Но вот брат сделал подранка и поехал с приятелем добирать его на моторке. Я остался нести вахту один. Очередная стайка также с ходу снизилась и зашла на меня против ветра. Пропустив без выстрела самого ближнего ко мне гуменника, я сделал дуплет по следующим гусям, а потом ударил и по пропущенному. Это была моя первая тройка с налета! Не зря, значит, сидел на холодном ветру! Очень удачные охоты бывают и в метель, даже в достаточно сильную. Не каждому охотнику только хватит терпения сидеть в скрадке в такую погоду.
60 тысяч зарегистрированных охотников насчитывается в настоящее время в Архангельской области.
К месту охоты мы, как правило, прибываем еще затемно, чтобы с первыми признаками рассвета уже занять свои позиции. Гуси не очень любят летать в темноте, при плохой видимости. Однако их может кто-нибудь согнать еще в сумерках, и тогда есть шанс, что они налетят на ближний выстрел. В зависимости от интенсивности лета гусей охотимся примерно до обеда или уезжаем раньше. Вечером охотиться перестали, так как заметили, что в это время птица летит обычно менее интенсивно.
Ну вот, пожалуй, и все основные особенности гусиной охоты в нашей местности затронул. Надеюсь, что кому-нибудь мой опыт сможет пригодиться. Ни пуха ни пера!