В Казахстане исчезает Сайга
На снимке: «разбор полетов» в прокуратуре ЗКО длился два часа.
* Почем рога в Китае?
* Совсем страх потеряли
* «Рога и копыта»
* Преступления без наказания
В Казахстане исчезает сайга. Анализ, который представили в пятницу, 25 ноября, на коллегии прокуратуры ЗКО, свидетельствовал: сохранением степной антилопы никто серьезно не озабочен. А должны. С учетом миграции с соседних областей, тут находится до 70% всей казахстанской популяции сайги. Прокуроры взялись разобраться в причинах проблемы. Под «разбор полетов» попали все руководители структур, которые призваны болеть душой за сохранность сайги
Почем рога в Китае?
Как быстро идет процесс, объяснили на цифрах. В конце 90-х годов ХХ века в РК было более 1 млн особей, в 2015 году — около 300 тыс, а сегодня — чуть более 100 тыс.
Прокурор ЗКО Сапарбек НУРПЕИСОВ сразу обрисовал круг проблем. Он получился большим: координации в работе госорганов нет, уголовные дела волокитят, материальный ущерб государству не досчитывают, нет квалификации у инспекторов, есть проблемы с материальной базой. Да еще и полицейские сами приторговывают сайгачьими рогами, а браконьерам в ЗКО вольготно как на курорте: никто не трогает и полная свобода.
– Браконьерство и болезни сайги — главные причины их исчезновения, — напомнил Нурпеисов. — Все знают это, почему никто ничего не делает?
Одной из причин преступного спроса на рога сайгаков на коллегии назвали отсутствие фармацевтических предприятий в Казахстане по их переработке. На черном рынке РК 1 кг рогов сайги стоит от 10 до 100 тыс. тенге. В Китае — от 4 до 10 тысяч долларов США. Например, 4 рога, в среднем, весят 1 кг. За три года в ЗКО изъято 941рога – это, примерно, 1,6 млн. долларов.
— Если внести изменения в законы (позволяющие продавать конфискованное – прим. Ред), то только с экспорта рогов бюджет пополнился бы 550 миллионами тенге, — сообщил природоохранный прокурор ЗКО Асылан ЖАНАТАУОВ, добавив:
— Страны Юго-Восточной Азии (Китай, Вьетнам, Корея и т.д.) готовы платить за рога сайги огромные суммы, которыми можно покрывать расходы на их охрану.
Основной покупатель казахстанских сайгачьих рогов, как известно, Китай. Спрос на контрабанду сегодня растет, стимулируя браконьерство в РК.
— Предлагаем пункт 1-й постановления Правительства РК от 25.07.2012г. № 969 «О введении запрета на пользование сайгаками, их частями и дериватами до 2020 года», дополнить после слов «кроме использования в научных целях», словами «а также конфискованных по решению судов», — предложил природоохранный прокурор.
В Казахстане осталось всего 100 тысяч сайгаков.
Совсем страх потеряли
Анализ прокуратура провела по всем направлениям. Например, как беспрепятственно браконьеры возят рога антилопы чуть ли не по всему региону. В Уральске и Зеленовском районе области был изъят 551 рог. Браконьеры спокойно провезли их через 5 районов области. Другие браконьеры пытались вывезти 402 (!) рога в поезде — добыв 201 самца сайги, они привезли добычу на Уральский железнодорожный вокзал.
С 2014 года количество дел по отстрелу сайгаков и добыванию их дериватов увеличилось почти в 5 раз. Большая часть преступлений совершается в самых отдаленных районах ЗКО — в Казталовском, Бокейординском и Жанибекском. А браконьерами, как правило, являются жители южных регионов и соседних областей.
— Летом прошлого года сотрудники «Охотзоопрома» в Бокейординском районе остановили кортеж автомашин с жителями Жамбылской и Алматинской областей, — рассказал Асылан Жанатауов. — Там было 10 человек, в том числе и некто Жантуреев. Автомобили осмотрели и нашли 2 «ножовки» и двухколесный мотоцикл марки «Хонда»…
Ясно, для чего «арсенал», но не пойман – не вор. «Туристов» отпустили, но стали присматривать. На следующий день задержали Жантуреева за провоз 149 (!) рогов сайгака.
— …В ходе проверки выяснилось: все лица – приверженцы нетрадиционного ислама, а цель их прибытия в ЗКО — сбор старых сайгачьих рогов, — продолжил природоохранный прокурор. — Жантуреева «закрывать» не стали. Но через два месяца, он вновь попался — с четырьмя пассажирами и 50 рогами сайгака.
Потом эта история приобрела еще более закрученный сюжет.
100 из 149 изъятых у Жантуреева рогов, оказались… на черном рынке. «Предпринимательством» занялся следователь Д. МУКАНОВ. Он подменил в материалах уголовного дела протокол осмотра автомашины гражданина Жантуреева об изъятии 149 рогов сайгака — на 49. Следователя осудили на 2 года 6 месяцев ограничения свободы и лишили звания майора полиции.
Браконьеров крышуют полицейские.
Еще одна история с полицейским. В октябре 2016 года в одном из сел Бокейординского района ЗКО инспекторы «Охотзоопрома» остановили «Ниву». В салоне обнаружили участкового инспектора полиции местного РОВД Д. АШИМОВА, а в багажнике — 14 штук свежеспиленных рогов, 9 туш сайгаков, из них 7 — с отпиленными рогами. Сейчас ведется досудебное расследование.
Кстати, по «Охотзоопрому», директором которого является Сабит ДУЙСЕКЕНОВ, на коллегии прошлись отдельно и основательно.
«Рога и копыта»
После доклада природоохранного прокурора, который «вытащил» по этой теме практически все, добавить было нечего. Только начальник управления лесным хозяйством Кайрат КАДЕШЕВ уверенно подтвердил: причины аморфности в работе госорганов названы правильно. Он, казалось, был рад откровенному разговору.
Отдельно говорили о материальной базе: госинспектора «Охотзоопром» не обеспечены спецжилетами, фонарями и устройством «Еж-М», а наручники и резиновые палки есть только у 4 сотрудников.
На 28 инспекторов приходится всего 16 единиц служебного оружия — в основном, карабины «Сайга» и 3 пистолета «Макарова». Из 12 транспортных средств технически исправны только 6, плюс 2 мотоцикла. Снегоход лишь один, да и тот с истекшим сроком эксплуатации.
Ну и «вишенка» на «тортике» — ни у одного из 28 инспекторов нет специального образования.
Тут нужно оценить: РГКП «ПО «Охотзоопром» Комитета лесного хозяйства и животного мира РК, в том числе и его Уральский филиал, – предприятие, которое было специально создано, чтобы заниматься проблемами сайги. Финансирование — более 130 млн. тенге в год.
— Ежегодные планы делаются под копирку, — возмущался природоохранный прокурор. — Сроки реализации и завершения отсутствуют. Совместный План мероприятий на 2016-18 гг по противодействию браконьерству на сайгаков с инспекцией и МПС ДВД ЗКО утвержден без даты и не согласован с «Охотзоопромом», что ставит под сомнение их участие в этих мероприятиях.
Преступление без наказания
А вот еще интересная статистика, приведенная на коллегии: 16 уголовных дел были переданы в суд. На скамье подсудимых оказались 22 браконьера. Из них 12 получили условные сроки, 9 — ограничение свободы. Например, Жантуреев приговорен к 2 годам лишения свободы условно.
— Очевидно, что браконьеры уголовного наказания не боятся, — говорили прокуроры.
Из 38 уголовных дел по фактам браконьерства приостановлены 8, а по 4 расследование вообще прекращено.
Например, летом прошлого года ОВД Жанибекского района возбудило уголовное дело по факту изъятия у Е. ЕСУАХАНОВА 75 рогов на автотрассе «Атырау-Астрахань». В итоге ущерб не установили, а дело прекратили в связи с …отсутствием состава преступления. Летом 2016 года в районе городского железнодорожного вокзала сотрудники УБОП ДВД ЗКО задержали «Тойоту», в салоне которой обнаружили 402 свежеспиленных рога. Ущерб определили только после вмешательства прокуратуры — он составил более 110 млн. тенге.
В этом случае расследование тянется уже 7 месяцев и до сих пор не проведены даже следственные действия.
Сфера охраны сайгаков сегодня становится полигоном для реализации преступных интересов, говорили на коллегии. Все понимали – речь идет не только о браконьерах.
Работа природоохранного отделения МПС ДВД ЗКО сведена чаще к сбору информации. Аналитической работы вообще нет, есть погоня за показателями. В отделе работают 5 человек, но чаще охраняют общественный порядок.
Начальник местной полицейской службы ДВД ЗКО Манарбек ГАБДУЛЛИН, которого пригласили к микрофону, на критику ничего ответить не смог.
На коллегию пригласили всех полицейских боссов, защитников животного мира на госслужбе, представителей НПО и журналистов.
Докладчики начинали было читать с листа, но ни одному не удалось прочитать и пару предложений – прокурор Нурпеисов прерывал выступающих, предлагая дать свои предложения. Но с предложениями была напряженка.
Наконец, подвели итоги: руководителей заставят написать адекватные планы работы, подготовить паспорта – какие из браконьеров имеют рецидивы, но, главное будут инициированы законодательные поправки об ужесточении наказания за браконьерство и изменении механизма изъятия сайгачьих рогов, чтобы продавать их на экспорт.